Статьи
За проезд по некоторым дорогам придется платить
Скорость и комфорт стоят денег. А деньги нужны бюджету для развития автомагистралей. С 1 июля понятие «платная дорога» получит у нас четкую техническую составляющую. Начнет действовать национальная система сбора средств за проезд BelToll. Платными станут оживленная трасса М1/Е30 Брест — Минск — граница России, а также участки дорог М2, М3, М4, М5 и М6 общей протяженностью 815 км. И это лишь первый этап реализации большого проекта. На его второй стадии — с начала 2014 года — статус платных получат 356 км автомобильных путей, соединяющих Минск с областными центрами. Предполагается, что всего протяженность платных магистралей в стране составит более 2,7 тысячи километров.
Уже сейчас водителям можно получить под залог специальное бортовое устройство для оплаты проезда.
Персональный «бортпроводник»
Устройством национальной системы сбора платы за проезд у нас занимается известная австрийская компания Kapsch TrafficCom AG. Она же стала проводником подобного обеспечения дорог во Франции, Италии, Чехии, США и других странах. Главный вопрос — как все это работает?
На заявленных участках автомагистралей будут установлены станции сбора оплаты — специальные порталы или рамки. С виду это высокие металлические арки со считывающими устройствами, которые в автоматическом режиме снимают деньги с электронного бортового устройства автомобиля. Проезжаете под рамкой — раздается короткий сигнал — и все… Проезд оплачен! Ни пробок, ни нервов, ни траты времени. Например, в Польше подсчитали: платная система делает передвижение по таким дорогам в четыре раза быстрее. «Возможно, поэтому в разных странах ее называют «интеллигентной»: водители перестают ругаться из–за возникающих дорожных заторов — остановок, передачи денег, подъема и опускания шлагбаумов, — поясняет председатель дирекции ИООО «Капш Телематик Сервисиз» Виктор Танаевский. — Теперь все оперативно и четко. Современное шоссе — современный вид оплаты».
Само же бортовое устройство — это легкая компактная коробочка, которая крепится на лобовом стекле машины. Размер залога, под который оно будет выдаваться, определится на следующей неделе специальным постановлением Минтранса. Где можно получить устройство? В специальных пунктах обслуживания клиентов, а также на заправочных станциях вдоль трасс, вблизи пограничных зон пропуска и, конечно, во всех областных центрах. Подробный перечень пунктов обслуживания вот–вот появится на официальном сайте национальной системы электронной оплаты дорог BelToll (www.beltoll.by). Зарегистрироваться здесь и создать «личный кабинет» можно с 3 июня. Так что, оправляясь в путь, стоит заранее подсчитать, во сколько выльется поездка. Если кто–то едет через Беларусь транзитом, то на границе получит назад свои средства, вернув устройство в один из пунктов.
Еще раз напомним: плата не коснется легковых машин стран Таможенного союза. Также без лишних трат по платным дорогам будут ездить мопеды и мотоциклы, зарегистрированные в Беларуси тракторы и самоходные машины, автомобили для оказания медицинской помощи, ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок гуманитарных грузов. Платить же станут водители транспортных средств общей массой более 3,5 тонны, то есть микроавтобусов с числом мест более девяти, автобусов, грузового автотранспорта, и иностранные граждане — владельцы легковых автомобилей.
Кстати, бортовое устройство персонифицировано, так что «взять напрокат» его у друга или соседа, попытавшись таким образом сэкономить, не получится. Систему обмануть нельзя. Австрийцы все продумали четко: хоть обгоняй кого–то перед рамкой, перестраивайся в другой ряд — платить все же придется. Зоркие фотокамеры порталов снимают номерные знаки спереди и сам автомобиль в профиль, чтобы подтвердить количество осей. Информация проверяется в специальной базе данных. Кстати, в Польше, где уже два года действует подобная национальная система оплаты, транспортная инспекция наблюдает за сбором средств, занимаясь поиском подозрительных автомобилей. Специальные микроавтобусы находят нарушителей, которые продолжают ездить по платным дорогам даром. Причем обнаруживают их как во время стоянки, так и движения. По словам пресс–секретаря ViaTOLL Дороты Прохович, уклоняться от уплаты за проезд крайне невыгодно: штраф может доходить до 800 евро за каждый платный сегмент…
Оси и тонны
От чего зависит тариф за проезд по платным автодорогам? На основе Указа № 426 «Об отдельных вопросах функционирования системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь» от 27 сентября 2012 года подготовлено постановление № 68, в котором четко определено: тарифы зависят от допустимой общей массы транспортного средства и количества его осей. Здесь все прозрачно: авто весит до 3,5 тонны — это легковой автомобиль — сумма сборов составит 4 евроцента за 1 км платного участка; более 3,5 тонны — автобус или грузовик с двумя осями — 8 евроцентов; с 3 осями — 10, с четырьмя и более — 12 евроцентов.
Оплатить проезд по автомагистралям можно будет как наличными, так и топливной картой нескольких операторов. Появятся порталы по взиманию платы на трассах, для чего, кстати, не потребуется перекрывать движение или заниматься монтажными работами ночью. Помимо этого, на первом этапе программы в Беларуси будет создано до 50 пунктов обслуживания клиентов, где в течение 15 — 20 минут автовладельцы смогут заключить договор на получение бортового устройства. Здесь же специалисты будут разбираться со всеми возникающими вопросами.
Инвестиции со стороны разработчика системы у нас выглядят весомо — 267 миллионов евро. Как скоро они окупятся? В Польше все затраты вернули в течение первых 17 месяцев эксплуатации системы. А самыми прибыльными стали платные дороги Испании и Норвегии.
Источник: http://www.sb.by/post/148201/